• Главные новости
  • Индексы

Значение Изменение %
Brent   52.33 0.0000 ▲ (0.00%)

Эксперты

Все новости
Экспертная платформа | Эксперты
Мария Кутузова
специально для OGJRussia

Морская добыча: как повлиял кризис на рынок шельфовых проектов?
21.12.15

На фоне падения цен на нефть и газ многие перспективные разработки на шельфовых месторождениях были заморожены или отложены. Кризис отразился в первую очередь на глубоководных и арктических проектах. Спаду подвержены, прежде всего, крупнейшие рынки морской нефтегазодобычи: шельф Австралии, Мексиканский залив США, Северное море. Ещё несколько лет назад стоимость аренды буровой установки для шельфа достигала 1 млн долларов в сутки. Сейчас эти цифры критически сократились: на рынке отмечен самый низкий уровень ставки на суточную аренду такой техники. Подрядчики идут на значительное сокращение стоимости фрахта буровых установок в рамках будущих проектов.
Согласно прогнозам на 2016 г. рынок шельфовых проектов продолжит своё падение и достигнет дна в 2017 г. Лишь в 2018-2019 годах прогнозируется рост. Среди лидеров по привлечению инвестиций в новые проекты: крупнейшие газовые разработки на шельфе Мозамбик и Танзании, проекты Eni в Гане и Shell в Нигерии, возвращение зарубежных компаний в морские проекты в Мексике, Египте и Иране, а также освоение перспективных структур на шельфе Индонезии и Израиля. Несмотря на существенные проблемы, связанные с антикоррупционными расследованиями на рынке морских проектов, в период до 2019 г. Бразилия станет крупнейшим инвестором в разработку шельфа.
В сентябре 2015 г. концерн Shell заявил о прекращении геологоразведочных и буровых работ на шельфе Аляски (США). Арктическая программа стоимостью в 7 млрд долларов была свёрнута после того, как компания получила разочаровавшие её результаты бурения скважины на участке Burger J на шельфе Чукотского моря. Shell пыталась приступить к масштабной разведке в Арктике ещё в 2012 г., однако у компании тогда возникли серьёзные проблемы с техникой: потерпела аварию буровая платформа Kulluk. О приостановке работ на арктическом шельфе Северной Америки заявили также и другие крупнейшие добывающие компании ExxonMobil, Chevron и BP. Итальянская Eni переносит сроки ввода нефтяной платформы на норвежском месторождении Goliat в Баренцевом море, разработка которого в условиях низких цен и роста издержек из-за конструкторских просчётов в проекте стала убыточна.
Тем не менее, на арктическом шельфе Норвегии в начале декабря был отмечен небывалый спрос на участки в Баренцевом море в рамках проводимого в королевстве 23-го лицензионного раунда. Интерес, прежде всего, представляют впервые открытые для работы нефтегазовых компаний районы вдоль границы с Российской Федерацией. Источники в дипломатических кругах сообщают, что Норвегия и Россия близки к заключению нового соглашения, расширяющего положения договора о делимитации, подписанного в 2010 г. Новое соглашение предполагает создание особых условий для сотрудничества российских и норвежских нефтегазовых компаний в разработке богатейшего углеводородного потенциала, сосредоточенного на границе двух стран.
В тоже время проекты на шельфе РФ столкнулись с тяжёлым давлением санкций. Морская нефтегазодобыча в нашей стране испытывает недостаток как в инвестициях для проведения геологоразведочных работ, так и в высокотехнологичных сервисе и оборудовании. Министерство природных ресурсов и экологии объявило в начале декабря о планах проектирования и строительства ледостойкой платформы для арктических исследований, стоимость которой оценивается в 7 млрд рублей. Реализация проекта должна обеспечить присутствие страны в высоких арктических широтах и закрепит приоритет РФ в области полярных разработок. Минприроды изменило по просьбе «Роснефти» и «Газпрома» сроки бурения целого ряда лицензионных скважин на арктическом шельфе. До 2031 г. было отложено начало добычи нефти на крупнейшем шельфовом месторождении в Печорском море – Долгинском, оператором которого является «Газпром нефть Сахалин». Продолжается реализация морских проектов «Газпром нефти» на Приразломном месторождении в Печорском море, «Роснефти» на шельфе Сахалина, ЛУКОЙЛа на Балтике и в Каспийском море. В январе 2015 г. первая нефть была получена с платформы «Беркут» на месторождении Аркутун-Даги в рамках проекта «Сахалин-1», разрабатываемого «Роснефтью» в партнёрстве с иностранными компаниями. Российская нефтяная госкомпания добыла в этом году 2-х миллионную тонну нефти с начала разработки другого сахалинского проекта освоения Северной оконечности месторождения Чайво, введенного в эксплуатацию в 2014 г.
Подробнее о проектах российских и зарубежных компаний читайте на страницах 100-го номера Oil&Gas Journal Russia в статье «Шельф: итоги кризисного года». http://ogjrussia.com/issues/article/shelf-itogi-krizisnogo-goda