ПЛАТФОРМЫ И ФЛОТ

Новости Региона
>


Непрерывный гироскопический инклинометр GyroTracer Directional™ Stockholm Precision Tools помог поднять затонувший танкер Amuriyah в водах Аль-Басры (Ирак)
Поделиться:     

30.04.15 АНАЛИЗ СИТУАЦИИ: 23 января 1991 года во время операции Буря в пустыне иракский нефтеналивной танкер Amuriyah, валовой вместимостью 82 000 тонны, затонул в водах Персидского залива вблизи острова Бубиян (Кувейт). Спустя годы правительством Ирака недалеко от этого места было запланировано строительство причала нефтяного терминала в регионе Аль - Басра, через который планировалось экспортировать около 97% всей сырой нефти страны. Затонувший танкер Amuriyah находился вблизи предполагаемого маршрута движения танкеров, подходящих к терминалу, что затрудняло их движение, поэтому в 2014 году было решено поднять его на поверхность.
Чтобы поднять корпус танкера длиной 285 метров, необходимо было разрезать его на секции установленного веса. Для генерального подрядчика - компании Mammoet - стало очевидно, что традиционные методы установки режущих цепей ограничат точность и приведут к появлению погрешности определения веса частей танкера.
ЗАДАЧА: Подъем с морского дна иракского танкера весом 82 000 тонны. В данной ситуации требовалась технология, гарантирующая наивысшую точность положения точек входа и выхода для наклонно направленного бурения под корпусом судна шириной 44,2 метра и позволяющая контролировать отклонение направляющих скважин с точностью 100%.
РЕШЕНИЕ: Наивысший контроль наклонно направленного бурения была достигнута благодаря гироскопическому инклинометру GyroTracer Directional™.
В результате глобального международного поиска был выбран гироскопический инклинометр с непрерывным измерением азимута GyroTracer Directional™ производства шведской компании Stockholm Precision Tools. У компании Mammoet было множество веских оснований для данного выбора, но наибольшую роль сыграло то, что этот инклинометр - единственный в мире прибор, сохраняющий во время всесторонних полевых испытаний гарантированную точность и скорость измерений, необходимых для выполнения контроля сложного наклонно направленного бурения в любых условиях, в том числе при операции подъема судна.
Наклонно направленное бурение - это метод бестраншейного бурения, часто использующийся для укладки трубопроводов, кабелепроводов и кабелей по заданной траектории ствола неглубокой дугообразной скважины с использованием буровой установки, позволяющий минимизировать воздействие на окружающую среду.
Большинство подрядчиков для обеспечения максимально возможной точности бурения полагаются на исследование буровой скважины геофизическими приборами, но в последнее время все больше подрядчиков обращаются к технологии гироскопической инклинометрии с непрерывным измерением азимута. Гироскопический инклинометр управляется в реальном времени, обладает способностью точно измерять угловую скорость и позволяет исследовать ствол скважины в непрерывном режиме с очень высокой скоростью до 150 м/мин, одновременно передавая данные оператору на поверхность, что позволяет достичь высокой точности бурения как горизонтальных, так и вертикальных профилей скважин.
Гироскопический инклинометр с непрерывным измерением азимута отличается от традиционных систем инклинометрии, основанных на технологии постоянных колебаний, тем, что в нём используется вращающаяся конструкция, в 100 раз превосходящая по точности общепринятые системы навигации наклонно направленного бурения. Кроме того, нет необходимости задавать гироскопическому инклинометру с непрерывным измерением азимута точку отсчета или начальный азимут, поскольку он самостоятельно находит направление на истинный север, а не на северный магнитный полюс, географическое положение которого может меняться с течением времени. Данная отличительная особенность обеспечивается определением оси вращения Земли по результатам измерения угловой скорости её вращения. Таким образом, прибор нуждается лишь в информации о географической широте, на которой он работает. Такой подход позволяет проводить независимые измерения во всех, без исключения, точках замера и находить направление на истинный север с наивысшей точностью, что является несомненным преимуществом этого прибора.
Гироскопический инклинометр с непрерывным измерением азимута не подвержен влиянию магнитных помех, что позволяет спускать его в обсадную колонну или грунт с магнитными возмущениями, предоставляя тем самым более надежные данные. Это свойство инклинометра оказалось весьма существенным при подъеме танкера Amuriyah, так как судно было сильно намагничено.
Принципы компании Mammoet, обладающей международно признанной репутацией в области охраны окружающей среды, обязывают свести к минимуму любое влияние наклонно направленного бурения на морскую среду. Применение GyroTracer позволило компании не изменять своим принципам благодаря способности этого прибора работать в реальном времени: использовалась одна точка входа и одна точка выхода, что позволило минимально воздействовать на окружающую среду.
Гироскопический инклинометр GyroTracer Directional™ был закреплен на модифицированной установке горизонтально направленного бурения, размещенной на специализированном штуцере хвостовика и установленной вдоль борта баржи. Хвостовик погружался в воду под углом 22,7° до тех пор, пока его передняя часть не оказалась в точно заданном месте и положении на морском дне, откуда и началось бурение.

РЕЗУЛЬТАТЫ: Успешное применение гироскопического инклинометра с непрерывным измерением азимута GyroTracer Directional™ при выполнении операции подъема судна открыло новую область использования этого уникального средства измерения.
Операция подъёма судна стала первым случаем применения гироскопического инклинометра с непрерывным измерением азимута GyroTracer Directional™ для наклонно направленного бурения, а полученная точность данных оказалась недостижимой для каких-либо других навигационных приборов, обладающих пределом погрешности более метра. При выполнении операции подъёма судна было пробурено девять наклонных скважин. Благодаря высокой точности инклинометра GyroTracer Directional™ буровое долото выходило на поверхность именно в запланированном месте, после чего в направляющие отверстия были спущены режущие цепи. Когда цепи были размещены надлежащим образом, танкер был разрезан на части.
Поставленная задача по подъёму судна была решена с абсолютной точностью и за рекордно короткие сроки. Гироскопический инклинометр с непрерывным измерением азимута GyroTracer Directional™ оказался единственным средством измерения, позволившим точно установить режущие цепи под корпусом танкера шириной 44,2 метра, любой другой метод не дал бы такой высокой точности. Генеральный подрядчик, компания Mammoet, и местный муниципалитет выразили глубокую признательность Stockholm Precision Tools за успешно выполненную работу, так как в противном случае пришлось бы отказаться от строительства нефтяного терминала в регионе Аль - Басра.
Данный проект наглядно продемонстрировал высокую точность и скорость измерений с помощью гироскопического инклинометра GyroTracer Directional и выявил высокий потенциал этого прибора для других отраслей производства, таких как укладка трубопроводов, кабелепроводов и кабелей на большие расстояния. Получаемая на выходе исключительно высокая точность гироскопической инклинометрии в настоящее время подкрепляется сравнительными результатами в полевых условиях и опытом операторов.


ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ:

• Интервью с исполнительным директором Группы компаний МНП Вадимом Маловым >>

• Мониторинг морских объектов методами дистанционного зондирования Земли >>

• Шельфовый прорыв «ЛУКОЙЛа»;

• Новый проект TLP-платформы для глубоководья;

• Рынок сейсмических судов кризисного периода 2014–17 гг.;

• Мировой рынок судов и систем для морской нефтегазодобычи сокращается;

• Рынок техобслуживания и эксплуатации морских платформ на подъеме;

• Перспективы нефтегазоносности юго-западной части моря Лаптевых;

• Бонапарт у берегов Австралии;

• Крупнейшие буровые подрядчики;

• Проект нового бурового судна;

• Интенсификация добычи без привлечения буровой установки;

• Поставки оборудования для подводной добычи оживились;

• Плавучие регазификационные терминалы СПГ;

• Швартовные системы плавучих объектов нефтегазодобычи;

Подробнее >>